Заказ такси в Москве
Купить сайт!

Достоинства и недостатки маршрутных такси

В чём преимущества маршрутных такси, а в чём их недостатки.

Достоинства

Маршрутные такси с точки зрения пассажира, как правило, приходят скорее обычного автобуса, троллейбуса, трамвая. Если маршрутные такси ходят по расписанию (как правило на маршрутах с низким пассажиропотоком, где количество рейсов в день невелико), то в расписании их рейсов обычно больше, чем "социальных" рейсов и приходятся они нередко на наиболее оживлённое и доходное время. Если же они не придерживаются никакого расписания, то нередко отправляются непосредственно перед «социальным» автобусом, троллейбусом или трамваем, «перехватывая» у него платежеспособных пассажиров.

Микроавтобус РАФ-22032 - маршрутное такси в СССР
Микроавтобус РАФ-22032 - маршрутное такси в СССР

Маршрутные такси с точки зрения пассажира, как правило, движутся быстрее обычного автобуса, троллейбуса, трамвая. Это может достигаться за счёт меньших габаритов и лучшей маневренности подвижного состава, более агрессивной манеры вождения, а в случае использования автобусов особо малого класса — меньшего числа остановок на протяжении маршрута. К тому же в часы пик маршрутное такси может отойти от маршрута и объехать затор.

Зачастую сеть таксомоторных маршрутов более разветвлена, чем сеть муниципального транспорта — частично потому, что маршрутные такси первыми осваивают перспективные маршруты; частично потому, что способны ездить на маршрутах с низким пассажиропотоком. Поэтому может случиться, что маршрутное такси — единственный возможный способ добраться из точки А в точку Б за разумное время.

Иногда в маршрутных такси проезд дешевле, чем в государственном общественном транспорте.

В последнее время в московском и подмосковном государственном общественном транспорте устанавливаются турникеты (см. АСКП), крайне затрудняющие пользование им. Отсутствие такого рода искусственных препятствий является плюсом маршрутных такси.

В городах, где маршрутками работают автобусы особо малого класса, в большинстве случаев в маршрутках едут сидя.

В городах, где муниципальный транспорт находится в хорошем состоянии, платежеспособные пассажиры получают дополнительную возможность выбора вида транспорта.

В городах, где муниципальный транспорт находится в плохом состоянии, подвижной состав маршруток может быть более безопасен, а также может разгрузить государственные маршруты.

Недостатки

Маршрутные такси как явление оказывают угнетающее воздействие на транспортную инфраструктуру городов. В результате появления многочисленных категорий пассажиров-льготников муниципальные и государственные транспортные предприятия часто испытывают финансовый голод. Этот голод ещё более усиливается, оттого что маршрутные такси перетягивают на себя платежеспособную часть пассажиров. Нередко с маршрутными такси связана высокая коррупция в муниципалитетах, органах государственной власти, государственных и муниципальных транспортных предприятиях; в отдельных городах чиновники, связанные с маршруточным бизнесом, преднамеренно разваливают муниципальный транспорт.

Маршрутные такси являются высокоаварийным видом транспорта. Агрессивная манера вождения маршрутных такси, вызванная конкуренцией за пассажира на дороге и стремлением сделать как можно большее число поездок, в сочетании с остановками по требованиям пассажиров в произвольных местах маршрута, в том числе и опасных, приводит к возникновению частых аварийных ситуаций. Нередко на линии маршрутные такси выходят в ненадлежащем техническом состоянии, так как контроль за их техническим состоянием бывает слаб. Водители маршрутных такси часто работают с нарушением норм труда (чрезмерно долгие часы работы, недостаточный отдых). Часто за проезд пассажиры платят непосредственно водителю, что отвлекает его от управления автобусом. Часто салон маршрутного такси подвергается переустройству с целью увеличения вместимости; при этом пассивная безопасность пассажиров понижается.

Агрессивное вождение в сочетании с конкуренцией за пассажира на дороге приводит к негативному влиянию на движение транспортного потока в целом, снижая скорость в том числе и самих маршруток.

В маршрутных такси, как правило, не применяются билеты длительного пользования. Расчёты ведутся с водителем (или кондуктором) за наличные деньги, часто без выдачи контрольных билетов. Каждая пересадка подлежит оплате. С другой стороны, многие пассажиры избегают покупки билетов длительного пользования, так как не желают быть «привязанными» к одному перевозчику.

Стремление водителей маршрутных такси к максимальной прибыли, а следовательно к максимальной загрузке автобуса, иногда приводит к тому, что маршрутные такси не отправляются с конечных остановок до заполнения, что делает время поездки менее предсказуемым.

В городах, где маршрутками работают автобусы особо малого класса, из-за низкой провозной способности маршрутных такси как вида транспорта на самом деле им приходится брать стоячих пассажиров («крючков»). Часто у пассажиров, ожидающих маршрутное такси в середине линии, просто нет иного выбора кроме как ехать «крючками». Впрочем, часто водители маршруток сознательно создают такие условия проезда в погоне за большим доходом, зная об отсутствии альтернатив у пассажиров.

В популярных на линиях маршрутных такси микроавтобусах «ГАЗель» и им подобных пассажирам тесно. Людям крупной комплекции ехать неудобно.

Маршрутные такси (при использовании машин малой и особо малой вместимости) не приспособлены для перевозки инвалидов, пассажиров с детскими колясками или багажом. В связи с тем, что во многих городах маршрутки вытеснили рейсовые автобусы большой вместимости и электротранспорт, данные категории граждан были фактически лишены физической возможности пользования общественным транспортом. Подобное положение дел идёт вразрез с общемировой тенденцией максимизации доступности транспорта для вышеуказанных групп граждан.

Метки: маршрутка; такси; маршрутное такси; недостатки; преимущества

Опрос

Сколько вы тратите на такси в месяц? (голосов: 18)

  • нисколько - 7 (39%)
  • менее 1000 рублей - 3 (17%)
  • от 1001 до 3000 рублей - 3 (17%)
  • свыше 3000 рублей - 3 (17%)
  • не считаю - 2 (11%)